Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Нормы речевого развития ребенка.

         Сегодня мы поговорим о нормах развития речи ребенка. Специалисты выделяют три важных этапа, на которые необходимо обратить внимание:

гуление

К 3 месяцам ребенок начинает проявлять свои эмоции с помощью отдельных звуков. Взрослые наблюдают как малыш распевает гласные а-а-а, у-у-у…

 

лепет

К шести месяцам происходит освоение согласных звуков. Появляются первые слоги «ма», «па», «ба», «му»… Кажется, что ребенок близок к произнесению первых слов «ма-ма», «па-па»…

 

появление первых слов

происходит около года или чуть позже. Здесь можно говорить об осознанности того, что малыш произносит «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «дай»…

 

         Дальнейшее речевое развитие до 2-х лет заключается в расширении словарного запаса ребенка, в совершенствовании его речевых навыков. Результатом чего должна явиться фразовая речи, состоящая из простых предложений.

 

         Точное заключение о норме речевого развития Вашего малыша может дать только специалист, владеющий полноценной информацией о состоянии здоровья ребенка, особенностях его развития.

         Родители должны помнить, что НЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ЛОГОПЕДУ. Если Вы заподозрили в речи малыша отклонение от нормы развития, обратиться к специалисту нужно как можно раньше, не дожидаясь, когда «все само собой пройдет». Чем раньше Вы обратитесь за помощью, тем своевременнее и эффективнее она будет.

        

Этапы речевого развития ребенка.

Развитие речи малыша начинается еще до его рождения. Физическое и психическое здоровье плода зависит от ответственности матери. Маму называют первой вселенной ребенка. И в ней он ведет активный образ жизни. Учеными доказано, что во время внутриутробного развития малыш уже привыкает к голосу матери и отца. Поэтому так важно разговаривать с еще не родившимся ребенком, читать ему стихи. Аудиолог Мишель Клементе в ходе исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть уже своя любимая и нелюбимая музыка.

Первый год жизни малыша играет огромную роль в его речевом развитии. Младенцы в моменты радости демонстрируютгуканьекороткие гортанные звукигы, кхы.

Со второго месяца жизни -гуление– произнесение гласных звуков. Чуть позже появляются сочетания гласныха-ау, уа, затем сочетание гласных и согласныхагу, агы.

После 6 месяцев ребенок проходит стадию лепета– повторения слогов.

К концу первого года жизни появляются первые осмысленные слова мама, баба, папа, да.

К 1 году 3 мес. у ребенка появляются односложные предложения. В роли предложений выступают отдельные слова. Малыш называет предметы. В его словаре около 22 существительных. Вскоре появляются названия действий "бух", "ди" и др.

На данном этапе усваиваются следующие звуки: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь.
1 год 8 мес.  - время появления предложения из двух слов. Ребенок произносит слова, состоящие из двух слогов. Появляются звуки хь, ць,й.


Начиная с 1 года 10 мес. возрастает число слов в предложении до 3-4. Начинают появляться прилагательные, местоимения: вот, там, где (де), еще, хорошо (ласо), не надо, надо и др. Ребенок путается в местоимениях (о себе говорит в 3 лице). Пока нет предлогов и союзов. Осваивает звуки н, т, д.


Период с 2 лет до 2 лет 6 мес. знаменуется скачком в развитии речи. Продолжается рост простого предложения. Появляются сложные предложения. Ребенок активно усваивает существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия: больше, меньше, короче, скорее, служебные части речи: появляются предлоги - в, на, у, с; союзы - и, то, а, потому что, тогда, когда. Согласует их в предложениях. Больше не путается в личных местоимениях. Появляются звуки с, л, ы, в, р, з.


До 3 лет продолжается развитие сложного предложения. Усваиваются звуки ч, ш, ж, щ, твердый ц. Так к 3 годам звуковая сторона речи ребенка усвоена. Важным моментом после 3 лет является возникновение у ребенка потребности задавать вопросы о значение непонятного слова. Часто сам пытается дать объяснение (детское словотворчество). Теперь малыш сам может оценить свое и чужое произношение.


3 - 4 года - период дальнейшего усвоение частей речи и усложнения предложений.

 

К  6 годам сформированы все основные грамматические категории. Но в речи неизбежны незначительные ошибки в согласовании частей речи.  

 

Ермакова  Е.В. Учитель-логопед. (Материал подготовлен на основе "Схемы нормального развития детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам А.Н. Гвоздева")

 

Критические периоды в развитии речевой функции у детей.

В период развития речи специалисты выделяют три критических периода, которые характеризуются качественным скачком в речевом развитии и одновременно - опасностью возникновения нарушений. Родителям важно знать данные этапы и быть внимательными к своему ребенку.

 

Первый критический период. 1-2 года жизни.

Период активного формирования речи. Складываются основы коммуникативного поведения.   Движущей силой развития речи становится потребность в общении. Поэтому так важно как можно больше разговаривать с ребенком, не упуская любой возможности рассказывать потешки, читать стихи, сказки, обращать внимание на предметы и явления окружающего мира,  побуждать малыша к речевой активность.   В этом возрасте происходит интенсивное развитие корковых речевых зон головного мозга, в частности зоны Брокка.   Возникает опасность задержки речевого развития, недоразвития речи.    


Второй критический период. 3 года.

Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной.   Наблюдается рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции.   Период опасен возникновение заикания, мутизма, отставания в речевом развитии.    


Трерий крирический период. 6-7 лет.

Начало развития письменной речи.   Наблюдаются "срывы" нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на центральную нервную систему.   Родителям, учителям нужно быть предельно внимательными, т.к. данный период опасен возникновением заикания.  

 

Хочется отметить, что речевые нарушения не возникают сами по себе. Для их проявления необходим "спусковой механизм", в роли которого выступают неблагоприятные факторы, сопровождающие развитие ребенка: сопутствующие заболевания; неблагоприятная социальная среда; психологические травмы и др.    

 

Ермакова Е.В., учитель-логопед.

Речевые нарушения.

Речевое нарушение- это отклонение речевого развития ребенка от нормы, полная или частичная утрата уже сформировавшейся речи у взрослого в результате полученной травмы или заболевания.

 

Речь человека состоит из трех компонентов:

звуковой состав,

словарь,

грамматический строй.

 

Специалисты выделяют как нарушения отдельного компонента речи, так и всей речевой системы.

 

Звуковой состав- воспроизводимая нами и слышимая оболочка речи. Здесь можно наблюдать как простые нарушения отдельных звуков, так и полиморфные (множественные).

Отдельное место занимают нарушения восприятия слышимой речи, когда при нормальном физическом слухе существует проблема в восприятии и распознавании звуков родного языка.

 

Помощь логопеда необходима если:

 нарушено произношение одного или нескольких звуков,

ребенок путает схожие по звучанию слова и повторяет их за взрослым с ошибками: вместо почка - бочка и т.д.

 

Словарь- активный и пассивный лексический запас, позволяющий нам общаться. От того, насколько богат наш словарь, зависит красота нашей речи.

 

Помощь логопеда необходима если:

 вы замечаете, что речь малыша очень бедная, ему не хватает слов, чтобы передать то, что он хочет.

Как правило, наряду с нарушением словаря имеют место другие речевые нарушения.

 

Грамматический строй- целая система грамматических категорий нашего языка, включающая принципы изменения частей речи, согласования между отдельными словами и фразами и т.д.

Нарушения в усвоении грамматических категорий говорят о речевых нарушениях данной сферы.

 

Помощь логопеда необходима если:

 ребенок постоянно путается в окончаниях произносимых слов, с трудом усваивает понятия рода и числа, затрудняется строить словосочетание, предложение, фразу.

 

 Для того, чтобы речевое развитие ребенка происходило гармонично, без задержек, сопутствующих нарушений, необходима помощь со стороны взрослых.

Что нужно знать родителям:

  • возрастные нормы речевого развития. (статья "Нормы речевого развития ребенка")
  • способы и приемы развития речи ребенка (статья )

А самое главное - быть любящим, внимательным к своему малышу.

В случае малейших сомнений - обратитесь за помощью к специалисту - логопеду.

 

Ермакова Елена Валерьевна, учитель-логопед.

Алалия.

Алалия - полное или частичное отсутствие речи при нормальном физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.


Если поставлено заключение "Алалия", родителям в первую очередь необходимо знать, что при данном нарушении ребенок нуждается в комплексной помощи логопеда, невролога, психолога. Специалисты продумывают комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие. Каждый случай индивидуален, часто сопровождается сопутствующими нарушениями здоровья, что требует особого внимания со стороны родителей и специалистов.  

 

Ермакова Е.В., учитель-логопед.

Ринолалия.

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

 

Ринолалия - один из тяжелых дефектов речи. Коррекционная логопедическая работа проводится как в период до операции, так и после хирургического вмешательства.  

 

Ермакова Е.В., учитель-логопед.

Заикание.

Проблема заикания известна человечеству с древних времен.

Заикание - это речевой дефект, при котором нарушены ритм, темп, плавность, коммуникативная сторона речи. Данные нарушения возникают в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

 

Речь срадающего заиканием прерывается непроизвольными задержками, повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Причина этого - судороги мышц речевого аппарата. Заикающийся часто испытывает чувство страха, робость, стыд за свою речь.

Родители должны помнить, что заикание - это медико-педагогическая проблема, проявляющаяся наряду с нервно-психическими расстройствами. Поэтому, первое, что необходимо сделать - проконсультироваться у невролога или детского психиатра. Совместно с логопедом данные специалисты могут оказать достаточно продуктивную помощь.

Обычно заикание проявляется в возрасте 2 - 5 лет, когда личность ребенка еще недостаточно сформировалась. Возможно появление заикания в младшем школьном возрасте, когда с поступление ребенка в школу увеличивается нагрузка, меняется привычная психологическая атмосфера. так же данный недуг может дать о себе знать в подростковом возрасте, во время происходящих в организме физиологических и психологических изменений.

Основное проявление заикания - это судороги, возникающие во время речи в дыхательном, голосовом, артикуляционном аппарате. Различают два типа судорог:

клонические - повторение звуков или слогов (с-с-с-уп, ма-ма-ма-шина)

тонические - длительное сокращение мышц (с-----уп, ма---шина)

их смешанный вид (когда проявляются и клонические и тонические судороги). Для преодоления заикания важным является знание о месте возникновения речевых судорог.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ судогоги поражают мышцы языка, губ или мягкого неба. Таким образом нарушается свободный речевой выдох. б...будка, па-па-палка (судороги губ); д...дудочка, де-де-день (судороги кончика языка); г...гусь, к...кошка, й-ю-юбка (судороги корня языка).

ГОЛОСОВЫЕ судороги охватывают мышцы гортани.Голосовые складки плотно или прерывисто смыкаются, удерживают выход гласного звука (а...азбука, о-о-о-огурец). Если голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ возникают в результате образования судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки. В момент речи воздух задерживается, говорящий замирает с открытым ртом. Или воздух сразу выталкивается наружу и фраза произносится на явно недостаточном выдохе.

СМЕШАННЫЕ - артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые.
ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ.

ИСПУГ. У ребенка, перенесшего испуг, может наблюдаться судорожное состояние речи, которое в дальнейшем может закрепиться.

СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ. Постоянные семейные скандалы, неправильное отношение к ребенку в семье, межличностые конфликты в детском коллективе вызывают психическое угнетение центральной нервной системы, и как следствие, заикание.

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Дифтерия, корь, коклюш, скарлатина могут спровоцировать заикание. заикание может возникнуть в результате травмы головы.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. Нарушение звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматического строя могут спровоцировать появление заикания.

ЧРЕЗМЕРНАЯ РЕЧЕВАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАГРУЗКА. Может стать причиной заикания, когда с ребенком разучивают стихи высокой сложности, читают разнообразную литературу, не соответствующую возрасту, посещают огромное количество культурно-массовых мероприятий.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. Ребенок, чьи родитель имеют заикание предрасположен к данному недугу, но это не значит, что будет страдать им.

ПОДРАЖАНИЕ. Может вызвать временное копирование дефектов речи окружающих, но перейти в истинное заикание имеет мало вероятности.
ВИДЫ ЗАИКАНИЯ.

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ. Правое полушарие головного мозга при этом виде заикания работает более активно, чем левое. Взаимодействие между полушариями нарушено, а значит нет синхронности в работе. Результат - работа мышц со збоем - заикание. Но это может проявляться только в речи, не влияя на двигательную активность.
Обнаруживается невротическое заикание только в психотравмирующей ситуации.
В основе данного вида заикания лежит логофобия - боязнь говорить.

НЕВРОЗОПОДОБНОЕ ЗАИКАНИЕ - это остаточные явления апраксических нарушений при поражении головного мозга. Апраксия - это нарушение произвольных движений (определенной позы или артикуляции). Ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, языком, губами.
В основе неврозоподобного заикания лежит нарушение темпа речи.

ОБА ВИДА ЗАИКАНИЯ ВНЕШНЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ОДИНАКОВО.
  ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ.

1. Консультация ребенка у невролога.
Врач определяет природу заикания: является ли оно функциональным или органическим. От этого зависит подход в дальнейшей работе по устранению заикания.

2. Консультация у логопеда.
Специалист спланирует логопедическую работу, даст необходимые рекомендации родителям.
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ.

РОДИТЕЛИ должны помнить, что в присутствии ребенка не должно упоминаться слово "заикание". Ребенок очень чутко реагирует на отношение родителей к его речевому дефекту, начинает переживать, если замечает отрицательную реакцию родственников на свой дефект.

В семье должна царить спокойная атмосфера, без ссор и скандалов!

Необходимо регулярно показывать ребенка для консультации врачам неврологам, психиатрам, физиотерапевтам и врачам ЛФК, которые наблюдая ребенка следят за ходом устранения заикания.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ:

1.АРТИКУЛЯЦИОННО-ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Помогают выработать правильное дыхание, работать над голосом и артикуляцией.
Требуют систематического выполнения.

 

Ермакова Е.В., учитель-логопед.

 

Дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Часто в процессе обучения младший школьник сталкивается с трудностями в овладении письмом и чтением.

 

Родители бьют тревогу, учителя разводят руками – почему ребенок при нормальных умственных способностях и слухе с трудом овладевает грамотой, в процессе письма допускает большое количество характерных ошибок, а зубрежка правил не помогает, ошибок становится только больше.

 

Школьник упорно  заменяет буквы: «иглюски» вместо «игрушки», пропускает буквы: «зведа» вместо «звезда», слоги: «кадаши» вместо «карандаши», не дописывает слова, приписывает лишние буквы в слове: «питицы» вместо «птицы»

 

Во время чтения ребенок пропускает буквы, слоги, переставляет их, пропускает предлоги, союзы, заменяет слова, пропускает строчки, что влияет не только на темп чтения, но и на осмысление прочитанного.

 

На этапах овладения математическими представлениями школьник путается в написании цифр, прочтении двузначных, многозначных чисел.

 

Все эти ошибки носят стойкий, повторяющийся характер и продолжаются месяцы и годы.

 

Специалисты в данном случае говорят о специфических нарушениях:

Дисграфия - нарушение процесса письма.
Дислексия - нарушение процесса чтения.
Дискалькулия - недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затрудненность при выполнении вычислительных операций.

 

Дисгафия, дислексия, дискалькулия– логопедические нарушения, исправлять которые необходимо как можно раньше. Без необходимого вмешательства специалиста, у страдающих такими нарушениями детей могут возникнуть не только трудности в обучении, но и психологические проблемы.

 

Работу по исправлению дисграфии, дислексии, дискалькулии логопед начинает с проведения детального логопедического обследования, которое позволяет выявить причину данных нарушений и разработать эффективную индивидуальную систему работы с конкретным ребенком.

 

Ермакова Е.В. учитель-логопед