Статьи

Критические периоды в развитии речевой функции у детей.

В период развития речи специалисты выделяют три критических периода, которые характеризуются качественным скачком в речевом развитии и одновременно - опасностью возникновения нарушений. Родителям важно знать данные этапы и быть внимательными к своему ребенку.

 

Первый критический период. 1-2 года жизни.

Период активного формирования речи. Складываются основы коммуникативного поведения.   Движущей силой развития речи становится потребность в общении. Поэтому так важно как можно больше разговаривать с ребенком, не упуская любой возможности рассказывать потешки, читать стихи, сказки, обращать внимание на предметы и явления окружающего мира,  побуждать малыша к речевой активность.   В этом возрасте происходит интенсивное развитие корковых речевых зон головного мозга, в частности зоны Брокка.   Возникает опасность задержки речевого развития, недоразвития речи.    


Второй критический период. 3 года.

Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной.   Наблюдается рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции.   Период опасен возникновение заикания, мутизма, отставания в речевом развитии.    


Трерий крирический период. 6-7 лет.

Начало развития письменной речи.   Наблюдаются "срывы" нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на центральную нервную систему.   Родителям, учителям нужно быть предельно внимательными, т.к. данный период опасен возникновением заикания.  

 

Хочется отметить, что речевые нарушения не возникают сами по себе. Для их проявления необходим "спусковой механизм", в роли которого выступают неблагоприятные факторы, сопровождающие развитие ребенка: сопутствующие заболевания; неблагоприятная социальная среда; психологические травмы и др.    

 

Ермакова Е.В., учитель-логопед.